Как читать фотографию?

Мы тратим много времени на размышления о том, как сделать интересную фотографию, но, просматривая чужие фотографии, чаще всего не особо задумываемся о том, какой смысл в них заложил автор.

Как правило, если только мы не оцениваем фотографии как произведения визуального искусства, мы оцениваем изображения с точки зрения того, насколько технически верно фотограф передал увиденное. И, честно говоря, некоторые фотографии действительно, представляют собой не более чем изображения осязаемых предметов, они напоминают нам о том, что мы видели или переживали. В эту категорию часто попадают фотографии ресторанной еды, селфи и снимки, сделанные на мероприятиях.

Однако существуют фотографии, которые предлагают другой уровень восприятия, они раскрываются, если мы потратим время на наблюдение и расшифровку их визуального языка. Фотограф умышленно создает и составляет элементы в кадре, чтобы выразить свою идею, подтолкнуть взгляд зрителя в нужном направлении, вызвать чувства.  Эти фотографии о чем-то. Они требуют участия зрителя. Требуют интерпретации представленной в них информации.

Мы должны уметь читать фотографию, чтобы избежать дезинформации. В противовес другим формам искусства, фотография отображает нечто реальное. Но даже самая «реальная» фотография — это лишь версия реальности, интерпретируемая фотографом для предполагаемой аудитории. Читая фотографию, мы декодируем авторскую интерпретацию.

Как читать фотографию

Нет жестких канонов о том, как читать фотографию. Фактически, ваш подход к расшифровки информации, заложенной в кадр, зависит от ваших целей. Например, если вы рассматриваете фотографию с исторической точки зрения, то большую часть времени вы тратите на пристальное изучение исторического контекста, одежды, антуража или культурного уклона фотографа, преобладающих социальных установок того времени, когда была сделана фотография. Напротив, если фотография интересует вас с точки зрения технологии ее выполнения, то вы направите все силы на изучение приемов, которые использовал фотограф для изображения субъекта.

Историческое, социальное, стилистическое наполнение снимка могут восприниматься разными зрителями по разному. Более того, зачастую один и тот же зритель меняет свое мнение о фотографии с течением времени.

Итак, как же нам «читать» фотографию? Руководящие принципы основаны на нашем понимании того, как мы видим двумерные представления трехмерного пространства, и как в соответствии с нашим культурным бэкграундом мы интерпретируем визуальные элементы, знаки и символы. Терри Барретт, американский искусствовед, специализирующийся на чтении фотографии, предлагает нам следующую формулу:

Тема + Форма + Технология+ Контекст = Содержание

Тема: что изображено на фотографии?

Начните читать фотографию, посмотрев на то, что на ней изображено. Какие люди, места и предметы включены в фотографию? (Не забудьте взглянуть и на края фотографии.) Перечислите элементы и сгруппируйте их (мысленно или на бумаге) в логические категории. Посмотрите, есть ли какое-либо действие. Если да, то как объекты на снимке взаимодействуют друг с другом — есть ли связь между действующими лицами? Они касаются друг друга или смотрят друг на друга? Можно ли проследить ту или иную упорядоченность объектов? Логику развития сюжета?

На приведенной ниже фотографии есть мальчик, мяч, полуоткрытый вход, камера и несколько знаков. Есть также окна, канал, перила, ступени, много солнца и немного тени. Мальчиком играет с мячом, между мальчиком и мячом есть взаимосвязь. Есть также связь между вывеской «Карабинеры» (полиция), входом и камерой наблюдения. Канал, окна, ступени и улица представляют среду. Между мальчиком, его мячом и полицией еще нет отношений, но ожидание, что вот-вот эти отношения возникнут, придает ощутимое напряжение фотографии.

Dawn Oosterhoff

При взгляде на фотографию обязательно подумайте о том, чего на ней нет. Можете ли вы предположить, что недостающие предметы существуют, но были оставлены вне рамок преднамеренно или по необходимости? Например, на приведенной выше фотографии тень на земле предполагает, что за кадром стоит большое дерево, но на этой фотографии невозможно было бы включить это дерево. Также отсутствует товарищ по игре. Мальчик играет с мячом сам или фотограф намеренно исключает товарища по игре?

Форма: как фотография скомпонована?

Природа фотографии заставляет нас работать с рамкой, принимая решение о том, что включать и что исключать из кадра. В пределах этой рамки мы используем различные методы, чтобы вести взгляд зрителей от одного объекта к другому и выделять некоторые объекты относительно других. Эти композиционные приемы говорят о том, что является главным на фотографии и что пытается сообщить нам фотограф.

Обратите внимание на то, что фотограф решил подчеркнуть в кадре и с помощью какого метода. Как фотограф направляет наш взгляд? Проанализируйте положение объекта внутри кадра, использование направляющих линий, глубины резкости и фокуса. Что является центром внимания?

Иногда фотограф может преднамеренно организовывать предметы перед фотографированием. Например, в случае с натюрмортом или портретом. В других случаях фотограф сталкивается с ситуацией, в которой не в силах повлиять на расположение предметов, и тогда он должен выбрать ракурс, угол зрения, которые помогут организовать пространство внутри кадра. Чтобы посмотреть, как структурирована и организована фотография, попробуйте перевернуть ее вверх ногами или представить ее в виде схемы из пятен и линий, а не изображение трехмерного пространства. Какие формы вы видите? Есть ли на фотографии линии или геометрические формы, повторяются ли они?

На следующем изображении фотограф использует линии и фигуры, чтобы вести зрителя мимо мальчика на переднем плане ко второму человеку, который является героем этой фотографии. Линия стульев на переднем плане, край света, поступающего из отдаленных окон, доски  пола —  все указывают на бабушку, которая сидит в центре справа. Это композиционно сильная точка в кадре. Фотограф также использует арку, чтобы создать рамку вокруг бабушки и родителей мальчика, сидящих в глубине кадра. Если зритель проходит взглядом мимо бабушки к родителям и окнам на фоне, линия, созданная мебелью вдоль правой стены, возвращает взгляд зрителя обратно к бабушке. Композиция фотографа говорит вам, что бабушка — глава семьи с тремя поколениями.

Canadian National Railways, Library and Archives Canada, e010860630.

Свет и тени также являются объектами на фотографии, поэтому не забудьте их рассмотреть при чтении снимка. Обратите внимание, где расположены свет и тени. Каковы их формы? Как располагаются свет и тени по отношению к рамке фотографии? Что было помещено в свет и что было помещено в тень. Что может рассказать свет и тень о фотографии и ее истории? Например, на приведенной выше фотографии свет проникает из окон в фоновом режиме, «вымывая» родителей в бликах, но прекрасно освещая бабушку. Мальчик, занимающий самое большое физическое пространство на фотографии, находится в тени. Из окна позади него свет, но это слабый свет, который не освещает лицо мальчика или книгу, которую он читает. Что говорит вам свет и тень о мальчике и его месте в семье?

Технология: какие материалы и процессы были использованы?

Обратите внимание на материалы и процессы, используемые для создания предмета искусства. Для фотографии это  оборудование (камеру и объектив), носитель записи (цифровой или пленка, если пленка, то размер и вид), процесс проявки или ретуши, а также представление конечного результата (печатная или веб-страница, если печать, то размер и тип бумаги, рамка).

Исторические фотографии будут черно-белыми ввиду ограниченности технологий, но современные фотографии могут быть цветными или черно-белыми. Подумайте о выборе фотографа и о том, что это значит для истории, которую хочет рассказать фотограф. Если фотография снимается на пленку, даже выбор типа пленки может существенно повлиять на изображение объекта. Является ли пленка высококонтрастной и зернистой, или это низкочувствительная с широким динамическим диапазоном? Если фотография цветная, были ли цвета усилены или изменены, или если фотография черно-белая, была ли она тонированной? Производилась ли съемка с помощью смартфона или камеры большого формата? Использовал ли фотограф специфический объектив — например, «рыбий глаз», чтобы подчеркнуть что-то в кадре?

Рассматривая технологию изготовления снимка, также учитывайте выбор фотографа в контексте стандартов и практик фотографии в то время, в которое делалась съемка. Современная фотография, представленная в черно-белом цвете, говорит о сознательном выборе фотографа, но та же фотография, сделанная семьдесят или восемьдесят лет назад, обязательно будет в черно-белом цвете в силу технологий того времени. Точно так же современный фотограф, использующий, например, коллодионные пластины, добавляет к фотографии слои смысла.

На следующей фотографии невозможно определить, был ли кадр изначально снят в цвете или черно-белым, но вы можете сказать, что черно-белая фотография была тонирована, чтобы создать или усилить атмосферу леденящего холода пейзажа. Фотография была сделана с помощью широкоугольного объектива, что позволило фотографу создать впечатляющий панорамный вид. Как выбор техники исполнения влияет на фотографию? На ваши ощущения от просмотра этого пейзажа?

Dawn Oosterhoff

Рассматривая технологию, также учитывайте, где и как демонстрируется фотография. Одно и то же изображение может вызывать разные интерпретации в зависимости от того, висит ли она в галерее, печатается в журнале или отображается на странице веб-сайта. Как бы вы прочитали вышеупомянутую фотографию, если бы увидели ее в качестве баннера в журнале путешествий или в материалах, пропагандирующих экологическую осведомленность? Будет ли ваше восприятие отличаться, если фотографию напечатать на холсте 2 метра высотой, обрамить рамой и повесить в художественной галерее?

Контекст: обстоятельства, в которых была сделана фотография?

Контекст предполагает рассмотрение взаимосвязанных условий, в которых фотография была сделана и в которых она демонстрируется. Он включает культурную среду, в которой была сделана фотография; например, время, социальные убеждения и культурные практики, которые привели к образу и повлияли на фотографа. Натюрморт с изобилием морепродуктов, тропических фруктов и хрусталя можно оценивать с точки зрения фактуры, игры света и тени, хроматических сочетаний, но если фотография была сделана в конце 1800-х годов, когда морепродукты, тропические фрукты и хрусталь были необычайно дорогими и труднодоступными, фотография будет выражением богатства. Что если та же фотография была сделана во время продовольственного кризиса: как это изменит вашу интерпретацию?

Следующий кадр может быть прочитан по-разному в зависимости от того, где была сделана съемка. Фотография расскажет одну историю, если она сделана в зале ожидания больницы, и другую, если фотография сделана на транзитной остановке. Что делать, если фотография была сделана в парке или в оживленном поезде? Как меняется история, если человек в цветастом одеянии окажется родственником, другом или незнакомцем?

Dawn Oosterhoff

Определение контекста может оказаться весьма сложным делом, когда доходит до чтения фотографий конфликта. Кадры, сделанные журналистом, включенным в конфликтную группу, будут иметь другую перспективу, чем фотографии, сделанные внешним наблюдателем или местным журналистом. Точно так же фотографии, сделанные тайно, скорее всего, расскажут другую историю, чем те, которые были сделаны официальным представителем прессы. Так же важно, кто публикует, какие фотографии и кто фотографирует кого. Фотографии, опубликованные в ходе восстаний «Арабской весны», были сделаны как иностранными, так и местными фотографами. Каким образом ваш культурный бэкграунд повлияет на ваше прочтение фотографий?

Тим Хетерингтон, британский военный фотожурналист, известен своими попытками выразить, как контекст конфликтов формирует военную фотографию и как военная фотография формирует конфликт.

Tim Hetherington

Хетерингтон назвал это «петля обратной связи»: новости, фильмы и фотографии войны влияют на молодых людей, которые затем повторно реализуют эти образы, когда они оказываются в конфликте. Фотографии этого конфликта формируют новости, фильмы и фотографии войны. И так далее.

Контекст также включает намерение фотографа фотографировать. Намерение, безусловно, влияет на то, что читается на фотографии. Работа фотографа также может быть сформирована влияниями, не зависящими от намерений и сознательности фотографа.

Ричард Аведон намеревался представить свежий взгляд на американский запад, когда он делал фотографии для своей серии «На американском Западе».

In the american west, Richard Avedon

Однако фотографии Аведона о трудностях и страданиях рабочего класса на Западе подверглись критике как эксплуататорские, поскольку, по мнению критиков,  взгляд Аведона был бессознательно искажен его успехом в качестве коммерческого фотографа на Востоке. Изменит ли ваше отношение к фотографиям такая критика? Аведон перенес тяжелую болезнь, прежде чем начать свой проект на американском Запада. Это знание изменит ваше мнение о его фотографиях? Что, если, как утверждалось, Аведон специально просил некоторых людей предстать в образах, которые для них не характерны?

На то, какую историю рассказывает фотография, влияет и то, кто именно разглядывает снимок. Мы читаем изображения с точки зрения наших собственных мировоззрений и ценностей. Меня увлекает визуальное повествование, поэтому я буду заниматься документальными фотографиями с большим удовольствием, чем  абстрактными. Точно так же я, скорее всего, читал бы фотографии конфликтов на Украине иначе, чем украинцы. Это не значит, что некоторые точки зрения более адекватны, чем другие, или даже то, что точка зрения фотографа является единственно правильным взглядом.

Эдвард Уэстон выступал против тех, кто пытался вложить сексуальный смысл в его фотографию зеленого перца. Уэстон утверждал, что объект фотографируется ради него самого.

Edward Weston, PEPPER (NO. 30)

Тот факт, что многие по-прежнему видят сексуальные символы в перце Уэстона, говорит о зрителях так же, как и о самой фотографии. Но, если Уэстон не намеревался придавать своим перцам сексуальный подтекст, значит ли это, что те зрители, которые его видели, ошибались?

«Я испытываю отвращение и усталость от того, что на мою работу навешивают ярлыки те, кто привносит в нее свое явно ненормальное, раздраженное состояние: сексуально несостоявшиеся, изрыгающие неуместные газы из-за непереваренного фрейдистского брожения», — говорит Эдвард Уэстон. Как думаете, он прав или просто-напросто ограничен?

Содержание: какую историю рассказывает фотография?

Рассматривая вместе тему, форму, технологию и контекст фотографии, мы можем сделать некоторые выводы о ее содержании. Изучая фотографии, мы можем выразить на словах визуальное представление, содержащееся в кадре. Мы часто можем интуитивно постигнуть смысл снимка, но потратив время на поэтапное и вдумчивое «прочтение» , получим больше информации как о самой фотографии, так и о том, что фотограф хотел сказать с ее помощью. Визуальная грамотность одинаково важна как для фотографирования, так и для понимания при просмотре чужих фотографий.

Эдвард Уэстон утверждал, что объект фотографируется ради него самого. Майнор Уайт парировал, что вы можете сфотографировать объект ради него самого, но зритель вправе интерпретировать его самостоятельно. А Альфред Стиглиц считал, что назначение фотографии — эмоциональный отклик зрителя.

Каждый из этих фотографов по своему прав. Не каждая фотография будет содержать сложный контент, и не каждое чтение раскроет все нюансы в изображении. Одно можно сказать наверняка — развитие навыков визуальной грамотности обогатит вас и как зрителя, и как фотографа.

 

Dawn Oosterhoff