Развиваем хороший вкус

Развиваем хороший вкус с лучшими музеями мира не выходя из дома.

В продолжении моей записи о том Как развить хороший вкус предлагаю вам ознакомиться со списком ссылок на сайты наиболее авторитетных и уважаемых музеев мира.

На этих сайтах вы сможете ознакомиться с коллекциями живописи маститых авторов, а также с новыми тенденциями в мире изобразительного искусства.

И помните, чтобы выработать в себе хороший вкус уделяйте хотя бы 30 минут своего драгоценного времени в день на просмотр работ мастеров живописи или фотографии.

1) Сайт ГМИИ им А.С. Пушкина: arts-museum.ru
2) Сайт Эрмитажа: hermitagemuseum.org
3) Сайт музея Метрополитен: metmuseum.org
4) Сайт Лувра: louvre.fr
5) Центр Помпиду: centrepompidou.fr
6) Музей Пергамон в Берлине: http://www.smb.museum/museen-und-einrichtungen/pergamonmuseum/home.html
7) Берлинская картинная галерея: http://www.smb.museum/museen-und-einrichtungen/gemaeldegalerie/home.html
8) Британский музей: britishmuseum.org
9) Галерея Тейт: tate.org.uk
10) Музей Прадо: museodelprado.es
11) Дрезденская картинная галерея: skd.museum
12) Музеи Гуггенхайма: guggenheim.org
13) Музей современного искусства: moma.org
14) Пинакотека Брера в Милане: pinacotecabrera.org
15) Рейксмюсеум в Амстердаме: rijksmuseum.nl
16) И очень полезный и удобный ресурс для поиска картин: https://www.wga.hu

О величайшем заблуждении и главной тайне современной фотографии

Год назад Михаил Тихонов, фотограф, который долго работал в Америке и Москве, по приглашению владельца краснодарской Фотостудии №1 Руслана Шу открыл в Краснодаре Фотошколу №1. Сегодня он рассказывает, чему на самом деле нужно учиться фотографам, из чего складывается творческое развитие и что нужно, чтобы отличать плохую фотографию от хорошей.

  • Михаил, расскажи, как вышло, что физик-теоретик стал фотографом?

Фотография была раньше, чем физика. Еще в школе я снимал на «Смену 8М», сам проявлял пленки и печатал фотографии. Потом был период, когда я на много лет забыл о своем хобби. Армия, учеба, работа — жизнь и без того была сложной и насыщенной. Потом, уже работая на НТВ видеомонтажером и специалистом по 3D графике, я вспомнил о фотографии. Это было уже в цифровую эпоху. Купил фотоаппарат, снова начал учиться. Неожиданно для себя стал фоторедактором в крупном международном новостном агентстве. Постепенно фотография стала делом жизни. Сейчас я возглавляю фотослужбу в этом агентстве и владею собственным фотобанком.

Фото: Владимир Никаноров

  • Теперь ты сам учишь фотографии. А что было сложнее всего, когда учился ты?

Тогда сложнее всего было получить хоть какую-то информацию. Интернет был не так развит, книг было немного, а те, что удавалось найти, были очень старыми. И многое приходилось открывать для себя методом проб и ошибок.

Сейчас — другое дело. Например, Гарвардский университет несколько лет назад предлагал специальный курс по цифровой фотографии. Когда я прослушал его, понял, что они собрали в один массив то, что мне приходилось годами собирать по крупицам. Это очень круто. В какой-то мере я завидую сегодняшним студентам, которые имеют возможность платить за знания деньгами, а не временем, которое уходит на самостоятельные поиски.

  • Что тебе, как преподавателю, сложнее всего донести до студента?

Не знаю, стоит ли об этом говорить, но на самом деле сложнее всего донести до человека необходимость учиться. Потому что нередко люди амбициозные, считающие себя профессиональными фотографами, имеют серьезные пробелы в базовых знаниях. Не знают, например, что такое экспозиция, что такое экспопары. Не знают своего фотоаппарата — собственного инструмента, и снимают в автоматическом режиме. Не умеют или не хотят работать со светом. Смотреть на это больно.

Очень часто я слышу, когда фотограф, хвастаясь своей фотографией, говорит — посмотри, как у меня получилось. То есть он ставит себе в заслугу то, что у него случайно получился один кадр из тысячи.

Фотограф вдумчивый, который понимает, как создается хороший кадр, говорит — смотри, как я сделал. Он снимает осознанно, выстраивая кадр, и, если потребуется, снимет так же хорошо еще и еще раз. К этому надо стремится.

  • Тебе не кажется, что это наша цифровая эпоха и доступность технологий и кажущаяся простота фотографии развращает? Все же можно исправить, есть же «фотошоп»…

Да, так и есть. Когда у тебя в фотоаппарат заряжена пленка на 36 кадров, каждый кадр на счету. И прежде, чем нажать на спуск, 100500 раз подумаешь. А сейчас можно сделать 100500 фотографий не думая. А потом половину отдать заказчику и не париться — уж какой-то кадр, но получится. Это развращает. Да еще и «фотошоп»… Почему-то люди думают, что они возьмут плохой кадр, обработают его, накрутят цвета, и он станет хорошим. Это величайшее заблуждение современной фотографии, потому что из плохого кадра хорошего не сделать. Если ты сфотографировал плохо, никакой «фотошоп» не поможет.

И такие горе-фотографы, к сожалению, формируют вкус потребителя. Объяснить зрителям, заказчикам, что хорошо, а что плохо, очень сложно — они-то на курсы не ходят. А благодаря потоку никаких фотографий у них формируется плохой вкус. В том числе поэтому мы готовим курс истории искусства, на который, я надеюсь, придут не только фотографы, но и люди, интересующиеся искусством и желающие в нем разбираться. Будем вместе вырабатывать хороший вкус и учиться отличать хорошую картинку от плохой.

  • Когда фотограф работает на заказ, как должны строиться отношения с клиентом? Фотограф должен работать на уровне понимания клиента или на уровне своего видения? Надо ли брать на себя просветительскую функцию?

Сложный вопрос. Хороший фотограф всегда будет пытаться продвинуть свои творческие идеи, свое видение, которое, как практика показывает, не всегда совпадает с мнением клиента. Так что приходится балансировать и искать компромисс.

Думаю, во многом это еще и вопрос наличия аргументов. Когда ты следишь за мировыми трендами и мастерами, то можешь объяснить и показать заказчику — вот так снимает австралийский Vogue, так — французский. Такой фотограф снимает вот так, а этот — так. А то, что вы хотите — условную «невесту на ладошке» — уже никто не снимает, это не модно и не круто. Если есть аргументы такого уровня, если ты оперируешь представлениями о моде и трендах в фотографии, ты более убедителен.

  • Получается, мы опять возвращаемся к уровню эрудиции и образованности фотографа? Тогда скажи, курс истории искусств — это твой личный интерес или ты считаешь, что это нужно каждому?

Чтобы ответить, я открою большую тайну: современное искусствоведение, как это ни обидно для фотографов, не относит фотографию к отдельному виду искусства, считая ее инструментом живописи. А значит, фотограф — это художник, который использует не кисти и краски, а фотоаппарат и «фотошоп». А уж если ты художник, ты просто обязан знать историю изобразительного искусства, развития художественной мысли — начиная от рисунков первобытного человека и заканчивая современным искусством. Иначе какой ты художник? Как ты можешь творить, если не понимаешь, что делаешь?

Я считаю, что фотограф — настоящий фотограф, который хочет развиваться и быть профессионалом своего дела — должен знать основные художественные направления, понимать, почему они возникали и как развивались. Должны уметь смотреть и наслаждаться живописью. Конечно, это непросто. Нужен серьезный багаж теоретических знаний, чтобы видеть красоту и то, какими средствами она выражена.

  • Интересно, сегодняшний обобщенный, среднеарифметический фотограф — это все-таки человек искусства или ремесленник?

На мой взгляд, фотограф, который сосредоточен только на коммерческой стороне фотографии — это ремесленник. Он штампует фотографии тысячами, по одним и тем же сюжетам и схемам. Это тоже искусство в каком-то смысле, но такие фотографии неотличимы друг от друга. А вот когда фотограф начинает искать новые художественные приемы, стремиться к чему-то большему, это уже творчество. Он стремится к развитию, которое могут дать серьезная теоретическая подготовка и насмотренность.

  • Существует какой-то минимум, который нужно освоить, чтобы считать себя профессионалом в фотоделе? Сколько лет этому надо учиться?

Как в любой творческой профессии, существуют люди, которые относятся к себе с большой долей самокритики и, непрестанно совершенствуясь, делая хорошие фотографии, стесняются выходить на коммерческий уровень, считая, что они еще не готовы брать за свою работу деньги. И есть фотографы с противоположным видением себя. Они, купив фотоаппарат и поснимав три месяца, уже дают объявления «снимаю свадьбы», «снимаю лав-стори» и выставляют ценник. При этом понятно, что фотографии пока еще никакие.

Клиенты зачастую не способны отличить хорошую фотографию от плохой, и, как следствие, любой фотограф находит своего клиента. А тот, кто получает деньги за никакие снимки, вполне закономерно решает, что, раз он уже зарабатывает, можно уже не учиться. Что его уровня вполне достаточно.

Сложно однозначно ответить, сколько нужно учиться фотографии, чтобы выйти на достойный уровень. У кого-то есть врожденное видение прекрасного. Как есть врожденная грамотность, так и здесь — есть люди, которые рождаются с художественным видением и им все просто и легко дается. Таких людей мало, но они есть, я знаю таких. А есть те, кому для этого требуются годы.

Техническим аспектам можно научиться довольно быстро — понять, что такое экспозиция, как она складывается из трех составляющих, начать делать технически грамотные кадры. Мы учим этому на фундаментальном курсе за восемь занятий. Но это же только часть дела, есть еще художественный аспект. Эту составляющую фотографии прокачать сложнее.

Я всегда призываю своих студентов нарабатывать насмотренность. Ходить по музеям, разглядывать шедевры признанных мастеров. Или хотя бы целенаправленно посвящать время тому, чтобы смотреть на хорошие работы в интернете, развивать свой вкус, создавать в голове базу образов. Тут в большей степени результат зависит от готовности человека работать над собой.

  • Сколько времени учился ты сам и почему поехал учиться в Америку? Разве у нас не учили фотографии? Или та школа сильно отличается?

Я учусь до сих пор, уже не одно десятилетие. Постоянно смотрю различные курсы и мастер-классы, и платные, и бесплатные. Фотографическая мысль не стоит на месте, появляются новые тренды и приемы. Хочется быть в теме.

Что касается выбора Нью-Йорка для получения высшего образования, то тут надо сказать, что западная школа действительно сейчас впереди планеты всей. Мировой центр изобразительного искусства сместился в сторону США после Второй мировой войны. И там, в отличие, от России, есть институты, которые предлагают академическое образование в области фотографии. У нас нет стандарта такого образования.

В адрес Нью-Йоркского института фотографии, где я учился, порой раздается критика, но невозможно не признать, что там дают системное образование. То, что я пытаюсь делать на своих курсах — давать фундаментальные теоретические знания и подкреплять их практикой.

Сейчас стало обычным делом, когда фотограф, который, допустим, открывает для себя в «фотошопе» некую последовательность фильтров или комбинацию настроек, находит свой стиль и начинает его продвигать. А затем организует обучение именно этому стилю и начинает дрейфовать по городам России с мастер-классами. Он плодит подражателей, которые работают ровно в том же стиле, тупо повторяя одну и ту же последовательность действий и производя один и тот же продукт. Смотришь на их работы и сразу видишь — о, это обработка в стиле такого-то, это съемка в стиле такого-то, этих фотографов явно не учили думать и искать свой собственный стиль. Такие курсы сейчас заполонили образовательное пространство. И это очень грустно.

Я пытаюсь дать людям знания, которые позволяют творить самостоятельно. Объясняю, какие настройки на что влияют при фотографировании. Как, например, направление света влияет на светотеневой рисунок и объем изображения, как выдержка или диафрагма влияют на глубину резкости или динамику кадра. Как, например, при аквасъемке сделать так, чтобы капли летели вниз, а не вверх (как на большинстве работ, которые я вижу в соцсетях). Я не учу студентов «ставьте такое освещение, ставьте такую выдержку», нет, я им объясняю, как и почему нужно делать, стараюсь, чтобы они понимали процесс. Так же с ретушью. Я не учу обрабатывать в каком-то определенном стиле, но даю инструменты, которые позволяют сделать все, что угодно, в любом стиле. Студенты уже сами решают, как применить эти инструменты в зависимости от их творческих задач.

  • На кого ориентированы эти курсы? Какой уровень подготовки нужно иметь, чтобы прийти к тебе учиться?

Курсы рассчитаны на любой уровень. Я предлагаю последовательный путь от простого к сложному, а каждый уже решает, с чего начать. Например, на фундаментальный курс фотографии могут приходить новички, которые только купили фотоаппарат. Были даже такие студенты, которые сначала прослушали этот курс, а потом пошли выбрали для себя камеру. Этот же курс полезен практикующим фотографам, которые не могут прогрессировать из-за пробелов в базовых знаниях или испытывают какие-то технические затруднения при съемке.

Следующий уровень — это продвинутый курс, на котором мы осваиваем тонкости студийной съемки, проходим разные схемы освещения, работу с помощью различных модификаторов света, учимся менять настроение снимка, снимаем с открытым пламенем и водой. Дальше идет курс ретуши, на котором я показываю профессиональные приемы — те самые, с помощью которых ретушируют фотографии для того же Vogue и других журналов. Я учился у ретушеров, которые работают для этих журналов, и теперь делюсь их секретами со своими студентами.

  • И последний вопрос — на этот раз философский. Каким, на твой взгляд, главным качеством должен обладать фотограф — профессиональным, человеческим, психологическим? Без чего невозможно состояться?

Я думаю, что настоящий фотограф всегда должен быть в поиске, понимать, что он далек от совершенства. Важно развиваться, стараться сделать лучше, применять новые пути, новые методы, новые инструменты, не бояться экспериментировать. И понимать, что нет предела совершенству. Уметь анализировать себя, любимого. Учиться на своих ошибках. Такой человек добьется многого.

Спрашивала Анна Кудрявская-Панина

Фото Владимир Никаноров

Fine Art портрет, что это?

Вы, вероятно, уже знакомы с портретной фотографией, но имели ли вы удовольствие от создания Fine Art портрета? Если нет, то самое время сделать это. В последние годы на рынке предметов роскоши портретная фотография в стиле Fine Art испытывает мощный подъем.

Fine art портретисты — это, по сути, художники. Чтобы работать в этом жанре, необходимы высокий уровень восприятия, творческого видения и технического мастерства.

Fine art портрет

Что такое Fine Art?

Fine art  — это визуальное искусство, произведения которого несут интеллектуальную или эстетическую ценность, но не обязательно предполагают практическое применение.  Согласно Оксфордскому словарю, Fine art это:

  1. Творческое искусство, особенно визуальное искусство, чья продукция ценится прежде всего или исключительно за их творческий, эстетический или интеллектуальный контент.
  2. Деятельность, требующая большого мастерства или достижения.

Исторически изобразительное искусство охватывало живопись, скульптуру, архитектуру, музыку и поэзию, но теперь включает и фотографию, в том числе Fine art портрет. Давайте посмотрим, чем этот жанр отличается от традиционного портрета.

Breathe, автор — Bella Kotak на 500px.com
Bella Kotak

 

Что такое портретная фотография?

Портретная фотография — это изображение человека или группы людей, с лицом (или лицами), с основными чертами лица и выражением лица в качестве основного объекта  внимания. Традиционный портрет предполагает несколько вариантов кадрирования — крупный портрет, поясной или ростовой. Важно отметить, что портретная фотография пытается показать характер и уникальные черты человека. Искусство заключается в том, чтобы уловить сущность портретируемого.

Портретная фотография базируется на технически совершенной композиции. Это навык, требующий терпения и практики. Важно вынести на первый план характер человека, не скатываясь до уровня простой констатации, как в фото на документы, поскольку портретная фотография не предполагает бесстрастной передачи изображения.

Хороший портрет всегда тщательно спланирован и отрепетирован. Перед съемкой все должно быть подготовлено, реквизит, локация, расположение освещения, ракурс и поза.

Let Your Heart Be The Map, автор — Kirsty Mitchell на 500px.com
Kirsty Mitchell

 

 

Что такое Fine Art портрет?

Начнем с того, чем НЕ является Fine Art фотография. Она не является фотографией какого-либо события или фото на память без художественной мотивации. Это не фотожурналистика.

В Fine Art фотограф — художник, и фиксирование изображения человека не является главной целью. Цель — создать художественный образ. Fine art портрет создается фотографом как художником, и не только камерой. Видение фотографа выходит на центральное место.

Fine art портрет иногда можно охарактеризовать как «декор-фотография» или «фото-декор». Этот стиль фотографии контрастирует с фотожурналистикой, с документальным стилем, в которых люди и события изображаются в реальной обстановке и обстоятельствах.

Здесь фотографу требуется обеспечить максимальный вау-эффект и вызвать у зрителя яркие эмоции. Эти портреты являются вневременными и фиксируют сущность характера модели в образе, создаваемом фотографом. Фотограф может использовать локацию, реквизит или сюрреалистическое освещение, чтобы манипулировать образом, который пытается достичь.

Это искусство ради искусства.

 

Как читать фотографию?

Мы тратим много времени на размышления о том, как сделать интересную фотографию, но, просматривая чужие фотографии, чаще всего не особо задумываемся о том, какой смысл в них заложил автор.

Как правило, если только мы не оцениваем фотографии как произведения визуального искусства, мы оцениваем изображения с точки зрения того, насколько технически верно фотограф передал увиденное. И, честно говоря, некоторые фотографии действительно, представляют собой не более чем изображения осязаемых предметов, они напоминают нам о том, что мы видели или переживали. В эту категорию часто попадают фотографии ресторанной еды, селфи и снимки, сделанные на мероприятиях.

Однако существуют фотографии, которые предлагают другой уровень восприятия, они раскрываются, если мы потратим время на наблюдение и расшифровку их визуального языка. Фотограф умышленно создает и составляет элементы в кадре, чтобы выразить свою идею, подтолкнуть взгляд зрителя в нужном направлении, вызвать чувства.  Эти фотографии о чем-то. Они требуют участия зрителя. Требуют интерпретации представленной в них информации.

Мы должны уметь читать фотографию, чтобы избежать дезинформации. В противовес другим формам искусства, фотография отображает нечто реальное. Но даже самая «реальная» фотография — это лишь версия реальности, интерпретируемая фотографом для предполагаемой аудитории. Читая фотографию, мы декодируем авторскую интерпретацию.

Как читать фотографию

Нет жестких канонов о том, как читать фотографию. Фактически, ваш подход к расшифровки информации, заложенной в кадр, зависит от ваших целей. Например, если вы рассматриваете фотографию с исторической точки зрения, то большую часть времени вы тратите на пристальное изучение исторического контекста, одежды, антуража или культурного уклона фотографа, преобладающих социальных установок того времени, когда была сделана фотография. Напротив, если фотография интересует вас с точки зрения технологии ее выполнения, то вы направите все силы на изучение приемов, которые использовал фотограф для изображения субъекта.

Историческое, социальное, стилистическое наполнение снимка могут восприниматься разными зрителями по разному. Более того, зачастую один и тот же зритель меняет свое мнение о фотографии с течением времени.

Итак, как же нам «читать» фотографию? Руководящие принципы основаны на нашем понимании того, как мы видим двумерные представления трехмерного пространства, и как в соответствии с нашим культурным бэкграундом мы интерпретируем визуальные элементы, знаки и символы. Терри Барретт, американский искусствовед, специализирующийся на чтении фотографии, предлагает нам следующую формулу:

Тема + Форма + Технология+ Контекст = Содержание

Тема: что изображено на фотографии?

Начните читать фотографию, посмотрев на то, что на ней изображено. Какие люди, места и предметы включены в фотографию? (Не забудьте взглянуть и на края фотографии.) Перечислите элементы и сгруппируйте их (мысленно или на бумаге) в логические категории. Посмотрите, есть ли какое-либо действие. Если да, то как объекты на снимке взаимодействуют друг с другом — есть ли связь между действующими лицами? Они касаются друг друга или смотрят друг на друга? Можно ли проследить ту или иную упорядоченность объектов? Логику развития сюжета?

На приведенной ниже фотографии есть мальчик, мяч, полуоткрытый вход, камера и несколько знаков. Есть также окна, канал, перила, ступени, много солнца и немного тени. Мальчиком играет с мячом, между мальчиком и мячом есть взаимосвязь. Есть также связь между вывеской «Карабинеры» (полиция), входом и камерой наблюдения. Канал, окна, ступени и улица представляют среду. Между мальчиком, его мячом и полицией еще нет отношений, но ожидание, что вот-вот эти отношения возникнут, придает ощутимое напряжение фотографии.

Dawn Oosterhoff

При взгляде на фотографию обязательно подумайте о том, чего на ней нет. Можете ли вы предположить, что недостающие предметы существуют, но были оставлены вне рамок преднамеренно или по необходимости? Например, на приведенной выше фотографии тень на земле предполагает, что за кадром стоит большое дерево, но на этой фотографии невозможно было бы включить это дерево. Также отсутствует товарищ по игре. Мальчик играет с мячом сам или фотограф намеренно исключает товарища по игре?

Форма: как фотография скомпонована?

Природа фотографии заставляет нас работать с рамкой, принимая решение о том, что включать и что исключать из кадра. В пределах этой рамки мы используем различные методы, чтобы вести взгляд зрителей от одного объекта к другому и выделять некоторые объекты относительно других. Эти композиционные приемы говорят о том, что является главным на фотографии и что пытается сообщить нам фотограф.

Обратите внимание на то, что фотограф решил подчеркнуть в кадре и с помощью какого метода. Как фотограф направляет наш взгляд? Проанализируйте положение объекта внутри кадра, использование направляющих линий, глубины резкости и фокуса. Что является центром внимания?

Иногда фотограф может преднамеренно организовывать предметы перед фотографированием. Например, в случае с натюрмортом или портретом. В других случаях фотограф сталкивается с ситуацией, в которой не в силах повлиять на расположение предметов, и тогда он должен выбрать ракурс, угол зрения, которые помогут организовать пространство внутри кадра. Чтобы посмотреть, как структурирована и организована фотография, попробуйте перевернуть ее вверх ногами или представить ее в виде схемы из пятен и линий, а не изображение трехмерного пространства. Какие формы вы видите? Есть ли на фотографии линии или геометрические формы, повторяются ли они?

На следующем изображении фотограф использует линии и фигуры, чтобы вести зрителя мимо мальчика на переднем плане ко второму человеку, который является героем этой фотографии. Линия стульев на переднем плане, край света, поступающего из отдаленных окон, доски  пола —  все указывают на бабушку, которая сидит в центре справа. Это композиционно сильная точка в кадре. Фотограф также использует арку, чтобы создать рамку вокруг бабушки и родителей мальчика, сидящих в глубине кадра. Если зритель проходит взглядом мимо бабушки к родителям и окнам на фоне, линия, созданная мебелью вдоль правой стены, возвращает взгляд зрителя обратно к бабушке. Композиция фотографа говорит вам, что бабушка — глава семьи с тремя поколениями.

Canadian National Railways, Library and Archives Canada, e010860630.

Свет и тени также являются объектами на фотографии, поэтому не забудьте их рассмотреть при чтении снимка. Обратите внимание, где расположены свет и тени. Каковы их формы? Как располагаются свет и тени по отношению к рамке фотографии? Что было помещено в свет и что было помещено в тень. Что может рассказать свет и тень о фотографии и ее истории? Например, на приведенной выше фотографии свет проникает из окон в фоновом режиме, «вымывая» родителей в бликах, но прекрасно освещая бабушку. Мальчик, занимающий самое большое физическое пространство на фотографии, находится в тени. Из окна позади него свет, но это слабый свет, который не освещает лицо мальчика или книгу, которую он читает. Что говорит вам свет и тень о мальчике и его месте в семье?

Технология: какие материалы и процессы были использованы?

Обратите внимание на материалы и процессы, используемые для создания предмета искусства. Для фотографии это  оборудование (камеру и объектив), носитель записи (цифровой или пленка, если пленка, то размер и вид), процесс проявки или ретуши, а также представление конечного результата (печатная или веб-страница, если печать, то размер и тип бумаги, рамка).

Исторические фотографии будут черно-белыми ввиду ограниченности технологий, но современные фотографии могут быть цветными или черно-белыми. Подумайте о выборе фотографа и о том, что это значит для истории, которую хочет рассказать фотограф. Если фотография снимается на пленку, даже выбор типа пленки может существенно повлиять на изображение объекта. Является ли пленка высококонтрастной и зернистой, или это низкочувствительная с широким динамическим диапазоном? Если фотография цветная, были ли цвета усилены или изменены, или если фотография черно-белая, была ли она тонированной? Производилась ли съемка с помощью смартфона или камеры большого формата? Использовал ли фотограф специфический объектив — например, «рыбий глаз», чтобы подчеркнуть что-то в кадре?

Рассматривая технологию изготовления снимка, также учитывайте выбор фотографа в контексте стандартов и практик фотографии в то время, в которое делалась съемка. Современная фотография, представленная в черно-белом цвете, говорит о сознательном выборе фотографа, но та же фотография, сделанная семьдесят или восемьдесят лет назад, обязательно будет в черно-белом цвете в силу технологий того времени. Точно так же современный фотограф, использующий, например, коллодионные пластины, добавляет к фотографии слои смысла.

На следующей фотографии невозможно определить, был ли кадр изначально снят в цвете или черно-белым, но вы можете сказать, что черно-белая фотография была тонирована, чтобы создать или усилить атмосферу леденящего холода пейзажа. Фотография была сделана с помощью широкоугольного объектива, что позволило фотографу создать впечатляющий панорамный вид. Как выбор техники исполнения влияет на фотографию? На ваши ощущения от просмотра этого пейзажа?

Dawn Oosterhoff

Рассматривая технологию, также учитывайте, где и как демонстрируется фотография. Одно и то же изображение может вызывать разные интерпретации в зависимости от того, висит ли она в галерее, печатается в журнале или отображается на странице веб-сайта. Как бы вы прочитали вышеупомянутую фотографию, если бы увидели ее в качестве баннера в журнале путешествий или в материалах, пропагандирующих экологическую осведомленность? Будет ли ваше восприятие отличаться, если фотографию напечатать на холсте 2 метра высотой, обрамить рамой и повесить в художественной галерее?

Контекст: обстоятельства, в которых была сделана фотография?

Контекст предполагает рассмотрение взаимосвязанных условий, в которых фотография была сделана и в которых она демонстрируется. Он включает культурную среду, в которой была сделана фотография; например, время, социальные убеждения и культурные практики, которые привели к образу и повлияли на фотографа. Натюрморт с изобилием морепродуктов, тропических фруктов и хрусталя можно оценивать с точки зрения фактуры, игры света и тени, хроматических сочетаний, но если фотография была сделана в конце 1800-х годов, когда морепродукты, тропические фрукты и хрусталь были необычайно дорогими и труднодоступными, фотография будет выражением богатства. Что если та же фотография была сделана во время продовольственного кризиса: как это изменит вашу интерпретацию?

Следующий кадр может быть прочитан по-разному в зависимости от того, где была сделана съемка. Фотография расскажет одну историю, если она сделана в зале ожидания больницы, и другую, если фотография сделана на транзитной остановке. Что делать, если фотография была сделана в парке или в оживленном поезде? Как меняется история, если человек в цветастом одеянии окажется родственником, другом или незнакомцем?

Dawn Oosterhoff

Определение контекста может оказаться весьма сложным делом, когда доходит до чтения фотографий конфликта. Кадры, сделанные журналистом, включенным в конфликтную группу, будут иметь другую перспективу, чем фотографии, сделанные внешним наблюдателем или местным журналистом. Точно так же фотографии, сделанные тайно, скорее всего, расскажут другую историю, чем те, которые были сделаны официальным представителем прессы. Так же важно, кто публикует, какие фотографии и кто фотографирует кого. Фотографии, опубликованные в ходе восстаний «Арабской весны», были сделаны как иностранными, так и местными фотографами. Каким образом ваш культурный бэкграунд повлияет на ваше прочтение фотографий?

Тим Хетерингтон, британский военный фотожурналист, известен своими попытками выразить, как контекст конфликтов формирует военную фотографию и как военная фотография формирует конфликт.

Tim Hetherington

Хетерингтон назвал это «петля обратной связи»: новости, фильмы и фотографии войны влияют на молодых людей, которые затем повторно реализуют эти образы, когда они оказываются в конфликте. Фотографии этого конфликта формируют новости, фильмы и фотографии войны. И так далее.

Контекст также включает намерение фотографа фотографировать. Намерение, безусловно, влияет на то, что читается на фотографии. Работа фотографа также может быть сформирована влияниями, не зависящими от намерений и сознательности фотографа.

Ричард Аведон намеревался представить свежий взгляд на американский запад, когда он делал фотографии для своей серии «На американском Западе».

In the american west, Richard Avedon

Однако фотографии Аведона о трудностях и страданиях рабочего класса на Западе подверглись критике как эксплуататорские, поскольку, по мнению критиков,  взгляд Аведона был бессознательно искажен его успехом в качестве коммерческого фотографа на Востоке. Изменит ли ваше отношение к фотографиям такая критика? Аведон перенес тяжелую болезнь, прежде чем начать свой проект на американском Запада. Это знание изменит ваше мнение о его фотографиях? Что, если, как утверждалось, Аведон специально просил некоторых людей предстать в образах, которые для них не характерны?

На то, какую историю рассказывает фотография, влияет и то, кто именно разглядывает снимок. Мы читаем изображения с точки зрения наших собственных мировоззрений и ценностей. Меня увлекает визуальное повествование, поэтому я буду заниматься документальными фотографиями с большим удовольствием, чем  абстрактными. Точно так же я, скорее всего, читал бы фотографии конфликтов на Украине иначе, чем украинцы. Это не значит, что некоторые точки зрения более адекватны, чем другие, или даже то, что точка зрения фотографа является единственно правильным взглядом.

Эдвард Уэстон выступал против тех, кто пытался вложить сексуальный смысл в его фотографию зеленого перца. Уэстон утверждал, что объект фотографируется ради него самого.

Edward Weston, PEPPER (NO. 30)

Тот факт, что многие по-прежнему видят сексуальные символы в перце Уэстона, говорит о зрителях так же, как и о самой фотографии. Но, если Уэстон не намеревался придавать своим перцам сексуальный подтекст, значит ли это, что те зрители, которые его видели, ошибались?

«Я испытываю отвращение и усталость от того, что на мою работу навешивают ярлыки те, кто привносит в нее свое явно ненормальное, раздраженное состояние: сексуально несостоявшиеся, изрыгающие неуместные газы из-за непереваренного фрейдистского брожения», — говорит Эдвард Уэстон. Как думаете, он прав или просто-напросто ограничен?

Содержание: какую историю рассказывает фотография?

Рассматривая вместе тему, форму, технологию и контекст фотографии, мы можем сделать некоторые выводы о ее содержании. Изучая фотографии, мы можем выразить на словах визуальное представление, содержащееся в кадре. Мы часто можем интуитивно постигнуть смысл снимка, но потратив время на поэтапное и вдумчивое «прочтение» , получим больше информации как о самой фотографии, так и о том, что фотограф хотел сказать с ее помощью. Визуальная грамотность одинаково важна как для фотографирования, так и для понимания при просмотре чужих фотографий.

Эдвард Уэстон утверждал, что объект фотографируется ради него самого. Майнор Уайт парировал, что вы можете сфотографировать объект ради него самого, но зритель вправе интерпретировать его самостоятельно. А Альфред Стиглиц считал, что назначение фотографии — эмоциональный отклик зрителя.

Каждый из этих фотографов по своему прав. Не каждая фотография будет содержать сложный контент, и не каждое чтение раскроет все нюансы в изображении. Одно можно сказать наверняка — развитие навыков визуальной грамотности обогатит вас и как зрителя, и как фотографа.

 

Dawn Oosterhoff

Как развить хороший вкус?

Перед каждым начинающим фотографом встает вопрос о том, как оценить свои работы или работы своих коллег, как понять, к чему стремиться и что считать за образец. Нет быстрого и простого способа выработать у себя хороший вкус, научиться отличать хорошее от плохого, качественное от посредственного. Только экстенсивный путь, иначе называемый «насмотренность». Continue reading

Горе-фотошоперы

Мы уже привыкли время от времени видеть «шедевры» горе-фотошоперов, которые появляются на просторах интернета. Что-то типа такого

Желание людей приукрасить себя или окружающую действительность заставляет нас улыбнуться, а иногда откровенно по ржать. Но таких умельцев можно понять и простить. а вот когда косячат профессиональные ретушеры Continue reading

Дин Брэдшоу (Dean Bradshaw) — цифровой ниндзя из Южной Калифорнии

Дин Брэдшоу был полевым биологом в австралийской глубинке, проводя большую часть времени в поисках змей и ящериц. Замысловатая траектория его карьеры привела в итоге  в коммерческую фотографию. Continue reading

Методы получения фотографий, которыми вы, возможно, злоупотребляете

Супер малая глубина резкости

Супермалый ГРИП — особенность длиннофокусных объективов с широко открытой диафрагмой в сочетании с большим размером сенсора. Continue reading

Методы обработки фотографий, которыми вы, возможно, злоупотребляете

Все должно быть в меру … особенно, когда речь идет о таких вещах, как ползунок Clarity.

Это заложено в человеческой природе — найти что-то новое и необычное и начать с энтузиазмом использовать, пока не переусердствуешь. Особенно это относится к технике обработки фотографий. Continue reading

Ретушь женского портрета

О ретуши женского портрета написано немало книг от профессиональных ретушеров и от именитых фотографов (и почти все их я прочитал :)). Подходов к ретушированию и методов достигнуть идеального изображения множество. Сломано не мало копий в священной войне противников и поборников различных плагинов Continue reading