О величайшем заблуждении и главной тайне современной фотографии

Год назад Михаил Тихонов, фотограф, который долго работал в Америке и Москве, по приглашению владельца краснодарской Фотостудии №1 Руслана Шу открыл в Краснодаре Фотошколу №1. Сегодня он рассказывает, чему на самом деле нужно учиться фотографам, из чего складывается творческое развитие и что нужно, чтобы отличать плохую фотографию от хорошей.

  • Михаил, расскажи, как вышло, что физик-теоретик стал фотографом?

Фотография была раньше, чем физика. Еще в школе я снимал на «Смену 8М», сам проявлял пленки и печатал фотографии. Потом был период, когда я на много лет забыл о своем хобби. Армия, учеба, работа — жизнь и без того была сложной и насыщенной. Потом, уже работая на НТВ видеомонтажером и специалистом по 3D графике, я вспомнил о фотографии. Это было уже в цифровую эпоху. Купил фотоаппарат, снова начал учиться. Неожиданно для себя стал фоторедактором в крупном международном новостном агентстве. Постепенно фотография стала делом жизни. Сейчас я возглавляю фотослужбу в этом агентстве и владею собственным фотобанком.

Фото: Владимир Никаноров

  • Теперь ты сам учишь фотографии. А что было сложнее всего, когда учился ты?

Тогда сложнее всего было получить хоть какую-то информацию. Интернет был не так развит, книг было немного, а те, что удавалось найти, были очень старыми. И многое приходилось открывать для себя методом проб и ошибок.

Сейчас — другое дело. Например, Гарвардский университет несколько лет назад предлагал специальный курс по цифровой фотографии. Когда я прослушал его, понял, что они собрали в один массив то, что мне приходилось годами собирать по крупицам. Это очень круто. В какой-то мере я завидую сегодняшним студентам, которые имеют возможность платить за знания деньгами, а не временем, которое уходит на самостоятельные поиски.

  • Что тебе, как преподавателю, сложнее всего донести до студента?

Не знаю, стоит ли об этом говорить, но на самом деле сложнее всего донести до человека необходимость учиться. Потому что нередко люди амбициозные, считающие себя профессиональными фотографами, имеют серьезные пробелы в базовых знаниях. Не знают, например, что такое экспозиция, что такое экспопары. Не знают своего фотоаппарата — собственного инструмента, и снимают в автоматическом режиме. Не умеют или не хотят работать со светом. Смотреть на это больно.

Очень часто я слышу, когда фотограф, хвастаясь своей фотографией, говорит — посмотри, как у меня получилось. То есть он ставит себе в заслугу то, что у него случайно получился один кадр из тысячи.

Фотограф вдумчивый, который понимает, как создается хороший кадр, говорит — смотри, как я сделал. Он снимает осознанно, выстраивая кадр, и, если потребуется, снимет так же хорошо еще и еще раз. К этому надо стремится.

  • Тебе не кажется, что это наша цифровая эпоха и доступность технологий и кажущаяся простота фотографии развращает? Все же можно исправить, есть же «фотошоп»…

Да, так и есть. Когда у тебя в фотоаппарат заряжена пленка на 36 кадров, каждый кадр на счету. И прежде, чем нажать на спуск, 100500 раз подумаешь. А сейчас можно сделать 100500 фотографий не думая. А потом половину отдать заказчику и не париться — уж какой-то кадр, но получится. Это развращает. Да еще и «фотошоп»… Почему-то люди думают, что они возьмут плохой кадр, обработают его, накрутят цвета, и он станет хорошим. Это величайшее заблуждение современной фотографии, потому что из плохого кадра хорошего не сделать. Если ты сфотографировал плохо, никакой «фотошоп» не поможет.

И такие горе-фотографы, к сожалению, формируют вкус потребителя. Объяснить зрителям, заказчикам, что хорошо, а что плохо, очень сложно — они-то на курсы не ходят. А благодаря потоку никаких фотографий у них формируется плохой вкус. В том числе поэтому мы готовим курс истории искусства, на который, я надеюсь, придут не только фотографы, но и люди, интересующиеся искусством и желающие в нем разбираться. Будем вместе вырабатывать хороший вкус и учиться отличать хорошую картинку от плохой.

  • Когда фотограф работает на заказ, как должны строиться отношения с клиентом? Фотограф должен работать на уровне понимания клиента или на уровне своего видения? Надо ли брать на себя просветительскую функцию?

Сложный вопрос. Хороший фотограф всегда будет пытаться продвинуть свои творческие идеи, свое видение, которое, как практика показывает, не всегда совпадает с мнением клиента. Так что приходится балансировать и искать компромисс.

Думаю, во многом это еще и вопрос наличия аргументов. Когда ты следишь за мировыми трендами и мастерами, то можешь объяснить и показать заказчику — вот так снимает австралийский Vogue, так — французский. Такой фотограф снимает вот так, а этот — так. А то, что вы хотите — условную «невесту на ладошке» — уже никто не снимает, это не модно и не круто. Если есть аргументы такого уровня, если ты оперируешь представлениями о моде и трендах в фотографии, ты более убедителен.

  • Получается, мы опять возвращаемся к уровню эрудиции и образованности фотографа? Тогда скажи, курс истории искусств — это твой личный интерес или ты считаешь, что это нужно каждому?

Чтобы ответить, я открою большую тайну: современное искусствоведение, как это ни обидно для фотографов, не относит фотографию к отдельному виду искусства, считая ее инструментом живописи. А значит, фотограф — это художник, который использует не кисти и краски, а фотоаппарат и «фотошоп». А уж если ты художник, ты просто обязан знать историю изобразительного искусства, развития художественной мысли — начиная от рисунков первобытного человека и заканчивая современным искусством. Иначе какой ты художник? Как ты можешь творить, если не понимаешь, что делаешь?

Я считаю, что фотограф — настоящий фотограф, который хочет развиваться и быть профессионалом своего дела — должен знать основные художественные направления, понимать, почему они возникали и как развивались. Должны уметь смотреть и наслаждаться живописью. Конечно, это непросто. Нужен серьезный багаж теоретических знаний, чтобы видеть красоту и то, какими средствами она выражена.

  • Интересно, сегодняшний обобщенный, среднеарифметический фотограф — это все-таки человек искусства или ремесленник?

На мой взгляд, фотограф, который сосредоточен только на коммерческой стороне фотографии — это ремесленник. Он штампует фотографии тысячами, по одним и тем же сюжетам и схемам. Это тоже искусство в каком-то смысле, но такие фотографии неотличимы друг от друга. А вот когда фотограф начинает искать новые художественные приемы, стремиться к чему-то большему, это уже творчество. Он стремится к развитию, которое могут дать серьезная теоретическая подготовка и насмотренность.

  • Существует какой-то минимум, который нужно освоить, чтобы считать себя профессионалом в фотоделе? Сколько лет этому надо учиться?

Как в любой творческой профессии, существуют люди, которые относятся к себе с большой долей самокритики и, непрестанно совершенствуясь, делая хорошие фотографии, стесняются выходить на коммерческий уровень, считая, что они еще не готовы брать за свою работу деньги. И есть фотографы с противоположным видением себя. Они, купив фотоаппарат и поснимав три месяца, уже дают объявления «снимаю свадьбы», «снимаю лав-стори» и выставляют ценник. При этом понятно, что фотографии пока еще никакие.

Клиенты зачастую не способны отличить хорошую фотографию от плохой, и, как следствие, любой фотограф находит своего клиента. А тот, кто получает деньги за никакие снимки, вполне закономерно решает, что, раз он уже зарабатывает, можно уже не учиться. Что его уровня вполне достаточно.

Сложно однозначно ответить, сколько нужно учиться фотографии, чтобы выйти на достойный уровень. У кого-то есть врожденное видение прекрасного. Как есть врожденная грамотность, так и здесь — есть люди, которые рождаются с художественным видением и им все просто и легко дается. Таких людей мало, но они есть, я знаю таких. А есть те, кому для этого требуются годы.

Техническим аспектам можно научиться довольно быстро — понять, что такое экспозиция, как она складывается из трех составляющих, начать делать технически грамотные кадры. Мы учим этому на фундаментальном курсе за восемь занятий. Но это же только часть дела, есть еще художественный аспект. Эту составляющую фотографии прокачать сложнее.

Я всегда призываю своих студентов нарабатывать насмотренность. Ходить по музеям, разглядывать шедевры признанных мастеров. Или хотя бы целенаправленно посвящать время тому, чтобы смотреть на хорошие работы в интернете, развивать свой вкус, создавать в голове базу образов. Тут в большей степени результат зависит от готовности человека работать над собой.

  • Сколько времени учился ты сам и почему поехал учиться в Америку? Разве у нас не учили фотографии? Или та школа сильно отличается?

Я учусь до сих пор, уже не одно десятилетие. Постоянно смотрю различные курсы и мастер-классы, и платные, и бесплатные. Фотографическая мысль не стоит на месте, появляются новые тренды и приемы. Хочется быть в теме.

Что касается выбора Нью-Йорка для получения высшего образования, то тут надо сказать, что западная школа действительно сейчас впереди планеты всей. Мировой центр изобразительного искусства сместился в сторону США после Второй мировой войны. И там, в отличие, от России, есть институты, которые предлагают академическое образование в области фотографии. У нас нет стандарта такого образования.

В адрес Нью-Йоркского института фотографии, где я учился, порой раздается критика, но невозможно не признать, что там дают системное образование. То, что я пытаюсь делать на своих курсах — давать фундаментальные теоретические знания и подкреплять их практикой.

Сейчас стало обычным делом, когда фотограф, который, допустим, открывает для себя в «фотошопе» некую последовательность фильтров или комбинацию настроек, находит свой стиль и начинает его продвигать. А затем организует обучение именно этому стилю и начинает дрейфовать по городам России с мастер-классами. Он плодит подражателей, которые работают ровно в том же стиле, тупо повторяя одну и ту же последовательность действий и производя один и тот же продукт. Смотришь на их работы и сразу видишь — о, это обработка в стиле такого-то, это съемка в стиле такого-то, этих фотографов явно не учили думать и искать свой собственный стиль. Такие курсы сейчас заполонили образовательное пространство. И это очень грустно.

Я пытаюсь дать людям знания, которые позволяют творить самостоятельно. Объясняю, какие настройки на что влияют при фотографировании. Как, например, направление света влияет на светотеневой рисунок и объем изображения, как выдержка или диафрагма влияют на глубину резкости или динамику кадра. Как, например, при аквасъемке сделать так, чтобы капли летели вниз, а не вверх (как на большинстве работ, которые я вижу в соцсетях). Я не учу студентов «ставьте такое освещение, ставьте такую выдержку», нет, я им объясняю, как и почему нужно делать, стараюсь, чтобы они понимали процесс. Так же с ретушью. Я не учу обрабатывать в каком-то определенном стиле, но даю инструменты, которые позволяют сделать все, что угодно, в любом стиле. Студенты уже сами решают, как применить эти инструменты в зависимости от их творческих задач.

  • На кого ориентированы эти курсы? Какой уровень подготовки нужно иметь, чтобы прийти к тебе учиться?

Курсы рассчитаны на любой уровень. Я предлагаю последовательный путь от простого к сложному, а каждый уже решает, с чего начать. Например, на фундаментальный курс фотографии могут приходить новички, которые только купили фотоаппарат. Были даже такие студенты, которые сначала прослушали этот курс, а потом пошли выбрали для себя камеру. Этот же курс полезен практикующим фотографам, которые не могут прогрессировать из-за пробелов в базовых знаниях или испытывают какие-то технические затруднения при съемке.

Следующий уровень — это продвинутый курс, на котором мы осваиваем тонкости студийной съемки, проходим разные схемы освещения, работу с помощью различных модификаторов света, учимся менять настроение снимка, снимаем с открытым пламенем и водой. Дальше идет курс ретуши, на котором я показываю профессиональные приемы — те самые, с помощью которых ретушируют фотографии для того же Vogue и других журналов. Я учился у ретушеров, которые работают для этих журналов, и теперь делюсь их секретами со своими студентами.

  • И последний вопрос — на этот раз философский. Каким, на твой взгляд, главным качеством должен обладать фотограф — профессиональным, человеческим, психологическим? Без чего невозможно состояться?

Я думаю, что настоящий фотограф всегда должен быть в поиске, понимать, что он далек от совершенства. Важно развиваться, стараться сделать лучше, применять новые пути, новые методы, новые инструменты, не бояться экспериментировать. И понимать, что нет предела совершенству. Уметь анализировать себя, любимого. Учиться на своих ошибках. Такой человек добьется многого.

Спрашивала Анна Кудрявская-Панина

Фото Владимир Никаноров