Ретушировать или не ретушировать?

Мне казалось, что вопрос, нужно ли обрабатывать фотографии, давно себя исчерпал и люди, серьезно занимающиеся фотоделом, достаточно образованы, что бы понимать, что без ретуши, в силу разных объективных причин, не обойтись. Однако в последнее время как-то подозрительно часто стал наталкиваться на различные мнения типа: «если фотографию хоть как-то обработали это уже не искусство», «снимать надо так, чтобы потом не обрабатывать», «обработанное фото — это не фотография, а компьютерная графика, фото-манипуляция»… ну т.д. и т.п.

Ретушировать или не ретушировать? Давайте попробуем разобраться в данном вопросе.

Уильям Генри Фокс Тальбот

В 1841 году англичанин Уильям Генри Фокс Тальбот запатентовал калотипию — первый практический фотографический процесс, в результате которого создавался негатив, который мог генерировать несколько копий. Всего лишь пять(!) лет спустя, в 1846 году, был задокументирован первый известный акт фотографической ретуши, выполненный коллегой Талбота по имени Калверт Ричард Джонс. Джонс сделал фотографию пяти монахов-капуцинов на крыше здания на Мальте, но в то время, как четверо из монахов были собраны вместе в группу, пятый неуклюже завис в нескольких футах позади них. Джонсу не понравилось, как этот пятый монах нарушает целостность сцены, и поэтому закрасил фигуру на негативе, используя индийские чернила. В позитивном отпечатке место, где стоял пятый монах, стало белым небом.

Capuchin Friars, Valetta, Malta, 1846, Calvert Richard Jones
Capuchin Friars, Valetta, Malta, 1846, Calvert Richard Jones

Таким образом ретушь сопровождает фотографию практически на протяжении всей ее истории. Фотографы и специалисты по ретуши царапали свои негативы ножами, рисовали поверх них чернилами и даже совмещали несколько негативов вместе, чтобы создать один отпечаток. И так же, как и сегодня, фотографы и культурные критики XIX и XX веков обсуждали этику ретуширования. Общественный энтузиазм к данной практике то угасал, то вновь возрастал, но ретушь была неотъемлемой частью фотографии с того самого дня в 1846 году.

В течении следующих 30 лет, к 1878 году, были изобретены мокрый коллодионный, а за ним и желатино-серебряный (сухой) фотопроцессы.   Оба эти процесса использовали поначалу стеклянные негативы, которые хорошо подходили для ручной ретуши. Негативы из гибкой пленки стали популярными после 1913 года и тоже ретушировались с использованием тех же методов, которые использовались на стекле.

Процесс обработки всегда протекала по одному сценарию, независимо от типа негатива. После экспонирования негатива в фотокамере его обрабатывали химикатами в «темной комнате», чтобы проявить, а затем и закрепить получившееся изображение. Некоторые фотографы после этого покрывали негатив лаком, чтобы уберечь его от повреждений, другие же предпочитали сначала отретушировать негатив, и только потом законсервировать его.

Стол для ретуши
Стол для ретуши

Работа по ретуши проводилась на специальном столе. Это устройство с изменяющимся углом наклона рабочей поверхности для удобства ретушера. Негатив размещался на специальной раме и просвечивался сзади с помощью регулируемого зеркала или любой другой отражающей поверхности. Сверху и по бокам были шторки, которые помогали избежать паразитной засветки.

Согласно руководству для ретушеров от 1898 года, ретушеру предлагалось разместить свой рабочий стол перед окном, выходящим на север, ибо свет на северной стороне «наименее изменчив». Большая часть манипуляций производилась на стороне негатива, покрытой эмульсией.

Руководство также предписывало сделать тестовую печать с негатива,  чтобы более точно определить, какие места на фотографии требуют вмешательства.

Для детальной работы ретушеры использовали лезвие, похожее на скальпель хирурга. Названный этчингом, этот процесс был деликатной работой; только опытные ретушеры допускались к нему.

Портретные фотографы считали этчинг неоценимым для совершенствования изображений своих клиентов. «Наиболее частое использование ножа профессиональным фотографом заключается в том, чтобы уменьшить линию талии на снимках некоторых из их женщин-моделей, чья полнота может быть слишком очевидной», — отмечал журнал «Камера» в 1904 году.

Журнал «Новая фото-миниатюра» прокомментировала в 1913 году: «Можно с уверенностью сказать, что этчинг является одним из самых полезных инструментов в отделе ретуширования, и он используется в огромно количестве случаев, что их практически невозможно перечислить. Например, мужчина или женщина с косоглазием, которые хотят, чтобы эта ошибка природы была исправлена; или  тот, кто хочет, чтобы искривленный нос был выпрямлен, или исправить растрепанные волосы, некрасивые складки на платьях, нежелательные части смягчить или удалить совсем на фигуре, а почему бы и нет».

Как только ретушер заканчивал осветление определенных областей, он приступал к затемнению других, используя жесткий графитовый карандаш или кисть, смоченную чернилами или акварелью. Но сначала ретушер должен был  подготовить поверхность негатива так, чтобы краска прилипала. Он очень деликатно полировал негатив с порошком пемзы или костью каракатицы. Затем применялась краска или специальная ретуширующая смесь — жидкость на основе скипидара, смешанного с бальзамом или смолой, и этот способ имел большое преимущество в том, что высохший слой этой смеси легко удалялся в случае ошибок с помощью чистого скипидара.

Портреты были основным предметом ретуширования, и в то время как фотографы и критики спорили об этике и уместности обширной ретуши, большинство считало, что это необходимо, по крайней мере, для устранения пятен на коже и веснушек. Выступая против ретуширования в 1891-м выпуске журнала «Фотографическая мозаика», Вирджил Уильямс писал: «Мне не нравятся портреты, как фотографы их ретушируют. […] Я не знаю художественных ретушеров; я хочу сказать, что я не знаю ретушера, который не удалял бы характерные особенности портретируемого во время ретуши». Но в тоже время как он утверждал, что необходимо сохранять «индивидаульные особенности», которые придают персонажу характер, Уильямс признавал, что «дефекты в цвете лица, такие как желтые пятна, делают негатив чрезвычайно пятнистым, и, конечно же, их следует устранить».

Как видим, Вирджил не был против самой ретуши, но только против ее чрезмерности, удаляющей характерные особенности личности.

После устранения таких дефектов кожи, а также любых пятен на негативе, оставленных пылью, например, ретушер берется за «моделирование» лиц и тела субъекта, смягчая некрасивые черты и тонко (или иногда не так тонко) переделывает определенные части тела.

Носы, уши, челюсти, шеи и плечи изменялись в соответствии с преобладающими стандартами красоты, в то время как морщины уменьшались или устранялись полностью, а выпуклые кости или сухожилия сглаживались.

Ретуширование широко распространилось в Европе к 1850-м годам, причем немцы, были новаторами в методах ретуширования. Фотограф из Филадельфии по имени Джеймс Фицаллан Райдер «завез» ретуширование в США в 1868 году, когда он нанял ретушера из Германии для своей фотомастерской. Клиентам нравились отретушированные фотографии и они стали все чаще настаивать на ретуши, так к 1870-м годам практика такой обработки негативов как в Европе, так и в Соединенных Штатах стала повсеместной.

«Это действительно мания, которая приносит большие проблемы фотографу», — пишет немецкий эксперт в области ретуши д-р Х. Фогель в номере журнала «The Photographic Journal of America» от марта 1870 года. Но д-р Фогель отметил полезность ретуши: «В противовес профессиональным актрисам, дело с дамами из обычной жизни совершенно иное. Они часто неловки в своих движениях или даже сопротивляются распоряжениям художника, который пытается их усадить правильно и показывают кожу, которая, несмотря на все старания ее осветить, выглядит как свежевспаханное поле. Ретушь негатива должна прийти на помощь».

Генри Хант Снеллинг, известный редактор и писатель, который опубликовал одно из первых практических руководств по фотографии дагеротипов, часто злословил о ретушировании на страницах журнала «Филадельфийский фотограф».

Для Снеллинга потребность в ретушировании просто демонстрирует отсутствие навыков фотографа. «Человек, который не может произвести негатив в камере, с которого можно напечатать хороший результат, равный по качеству любому «художественно отретушированному» негативу, недостоин назваться фотографом», — ухмыльнулся он в марте 1872 года.

Другие парировали ему, что в то время как чрезмерная ретушь была проблемой, деликатная и тонкая работа над негативом «совершенно законна», если «работа над негативом или отпечатком не выдает никаких следов ретуши на картинке».  «В тот момент, когда ретушь становится видимой», написал один фотограф в 1907 году , «это дешево и неудачно». Для портретной фотографии, в частности, ретуширование было почти неизбежным. «В настоящее время общепризнанно, что работа над негативом не только законна, но и абсолютно необходима, если презентационный портрет должен быть напечатан, — написал автор руководства по фотографии в 1881-го руководства по фотографии. — Вопрос только в том, где остановиться».

Фото без обработки; хорошо обработанное и чрезмерно обработанное

Много журналов и книг с удовольствием рассказывали фотографам, где остановиться. Некоторые приводили примеры, в то время как другие просто предлагали язвительные предупреждения, особенно об удалении морщин. Руководство 1881 года говорилось: «Старик без морщин — это неестественный и ужасный объект, поэтическое выражение «мраморное чело» должно остаться в литературе». Один писатель в выпуске журнала «Фотографические мозаики» за 1890-ый год  сделал аналогичное заявление: «Чрезмерная ретушь является одним из вопиющих недостатков современных фотографов. Было очень неправильно удалить все черты характера из и без того прекрасного лица «старого морского капитана».

Некоторые фотографы выступали за использование объективов с мягким фокусом вместо ретуширования, как автор статьи в журнале «Популярная фотография» за  1915 год, который отметил, что с объективом с мягким фокусом «характерные линии могут оставаться без ретуширования, черты лица сохраняют форму, которую им предназначил Создатель вместо того чтобы быть измененными в соответствии с вкусом ретушера».

Конечно, как писал Х.Л.Демарст в том же журнале несколько месяцев спустя, «эффекты мягкого фокуса не всем нравятся; и это обескураживает, когда ты показываешь клиенту шедевр, а в ответ слышишь: «Мне не нравятся нечеткие фотографии».

Для клиентов, которые хотели выглядеть определенным образом, некоторая ретушь была бы неизбежной. Многие фотографы, вероятно, согласились с Фредериком К. Дэвисом, когда в 1920 году он отметил в журнале  «Фото-Эра», что «ретуширование — это необходимое зло». Современные СМИ, похоже, придерживаются аналогичного подхода.

Немного прокрутим историю фотографии вперед и остановимся на середине XX века. В это время на сцену выходят корифеи фотографии, на снимках которых учатся фотографы всего мира по сей день.

Возьмем к примеру всемирно известного американского журналиста и профессионального фотографа, сотрудника агентства Magnum Photos Денниса Стока. Его фотография «Портрет Джеймса Дина на Таймс Сквер» по версии газеты The Times вошел в число «фотографий, поразивших мир».

Но стала ли бы она такой поразительной, если бы в недрах фотолаборатории Magnum Photos над проявкой негатива не поработал ретушер?

Или посмотрите на его же портрет Одри Хепберн.

Фотограф Боб Энрикес, «Анри-Картье Брессон во время «Марша на Вашингтон»»

Кто же не знает культового фотографа Ричарда Аведона, мастера документальной и модной фотографии? Невозможно сомневаться в его мастерстве как фотографа, но и его снимки подвергались ретуши, как на этом фото из серии «Американский запад».

Как мы видим, ретушь, обработка фотографий существует столько, сколько существует сама фотография. Даже самые именитые и самые лучшие из профессиональных фотографов ретушировали свои снимки. И эти их снимки весят в лучших музеях мира и считаются предметами искусства и образцами для подражания для нескольких последующих поколений молодых фотографов.

Лично для себя из этого исторического экскурса я вынес одну мысль: ретушь нужна, но в разумных пределах, в рамках здравого смысла.

Вы же вправе и дальше продолжать этот затянувшийся на 172 года спор «Ретушировать или не ретушировать»

Продолжение темы следует…